Что я делаю не так?

Что я делаю не так?

Мария Шантаренкова
психолог

На детской площадке нам с сыном (ему два года) приходится играть отдельно от всех.

Дело в том, что он никак не хочет давать детям свои игрушки. Начинает драться и закатывать истерики. Пробовала уговаривать, предлагала другие игрушки. Ничего не помогает. Даже начала задумываться, может, и не надо отдавать игрушки, может, это я веду себя неправильно?

Действительно, дети очень неохотно отдают свои игрушки. Это связано, в первую очередь, с тем, что маленькие дети не могут совершать высоконравственные поступки, терпеть лишения или быть снисходительными к слабостям других. И требовать этого не нужно. Такому поведению надо терпеливо учить: просите ребенка делиться, хвалите детей (и не только своих), если они не запротестовали, когда другие дети берут их игрушки, постарайтесь дать что-то взамен, отвлекайте от негативных переживаний. Только к 5-6 годам большинство детей могут сознательно совершать действия, направленные на пользу сверстника.

Если у вашего мальчика сильные протестные реакции - воздержитесь на время от игр в компании или подбирайте общество хорошо знакомых детей.

Часто в песочнице приходится слышать окрик мамы: "Это не твои игрушки, не трогай их!". Если вы хотите, чтобы ваш малыш делился своими игрушками, не препятствуйте и ему пользоваться чужими, конечно, если в данную минуту ими никто не играет, и хозяева не возражают.

Собираясь идти гулять, поговорите о том, как надо поступить, если кто-то из детей попросит поиграть или без разрешения возьмет его вещь, научите малыша как самому вежливо попросить игрушку, учите благодарить хозяев. В общем, настраивайте ребенка на разнообразное общепринятое поведение, и тогда многих острых реакций удастся избежать.

Моя двухлетняя дочка грызет ногти.

Сначала я пыталась очень коротко их стричь, потом уговаривала ее не брать руки в рот, пугала ее болями в животе. Но ничего не помогает. Что я делаю не так?

Кусание ногтей (онихофагия) - стойкая привычка, приобретающая со временем характер автоматизма. В раннем возрасте кусание ногтей может возникнуть как реакция на помещение в ясли, госпитализацию, зуд при диатезе, дефицит внимания со стороны родителей, по подражанию привычке одному из членов семьи, испуг или наказание, реже - без объективной причины.

Результатом этих воздействий является двигательный разряд напряжения, который со временем перерастает в потребность, обеспечивает самоуспокоение и отвлекает от сверхсильных раздражителей.

Существуют самые различные психотерапевтические, воспитательные и коррегирующие подходы к лечению подобных привычек, однако единого мнения среди специалистов нет. Чисто механический запрет грызть ногти, намазывание пальцев горечью в настоящее время признан неэффективным и даже вредным. Раздражение, которое испытывает взрослый при виде этой привычки, только еще сильнее ее закрепляет.

Направьте свое внимание, в первую очередь, на поиск и ликвидацию источника дискомфорта, на игровые отвлекающие приемы, на развитие интересов ребенка.

Старайтесь переключать ребенка на социально приемлемые формы реагирования: сухари, семечки, орешки, леденцы и пр. Приятные эмоции от вкусной конфеты восполняют дефицит положительных стимулов, и являются непатологической формой компенсации патологической потребности. Это значит, что у ребенка не возникает и не автоматизируется привычка постоянно что-то жевать, грызть и сосать. В качестве сенсорной замены рекомендуется игра на дудке, свистке, лепка из пластилина, рисование пальцами, участие в кукольном театре, засыпание с куклой или плюшевым мишкой.

Постарайтесь найти возможность для увеличения двигательной нагрузки вашего малыша.

Помните, что все эти мероприятия будут плодотворны только при насыщенном эмоциональном контакте ребенка с близкими людьми.

Ребенок кусается

Моей дочери полтора года. Она кусается. К нам перестали приходить гости, потому что это больно и обидно - быть укушенным маленьким ребенком. Бить ее считаю неправильным, а уговоры не действуют. Может, нужно как-то иначе с ней разговаривать?

Уговаривать маленького ребенка в данном случае нецелесообразно. Подобные рецидивы быстро прекратятся, как только вы твердо прореагируете на его поведение. Сделать это можно разными способами: дайте ей возможность укусить саму себя, но чувствительно, или выведите за дверь и строгим голосом скажите: "Так делать нельзя!" И в первом, и во втором случае ребенок может обидеться и заплакать - это значит, что урок воспринят. Конечно, через небольшое время надо утешить ребенка, пожалеть, сказав: "Ты ведь так делать никогда не будешь?" Не надо бояться наказывать ребенка. Поощрение и наказание, как в исторической, так и в сегодняшней практике являются самыми действенными педагогическими мерами.

Ребенок чересчур привязан к маме: ни шагу ступить не дает

Малыш (ему 1 год 9 мес.) постоянно ходит дома за мной, не отпускает ни на минуту. Невозможно ни поговорить по телефону, ни заняться своими делами. Как себя надо вести?

Все дети раннего возраста «хвостом» ходят за мамой, не желают оставаться с няней и тихо посидеть в комнате, пока мама пылесосит ковер. Такое поведение ребенка свидетельствует об эмоциональной привязанности к матери, заставляющей ребенка жаждать присутствия и внимания матери, ее ласки.

Особенно остро такая проблема стоит в семьях с одним ребенком, так как малыш привыкает, что все внимание родителей направлено на него одного, и он не умеет себя занимать сам. Отвлекайте внимание ребенка интересными вещами: кубиками, которые еще не надоели, конструктором из больших деталей, покажите как можно засунуть пластиковую бутылку в коробку, как построить высокую башню из подушек и пр.. Приучайте ребенка играть рядом с вами, играть самому в вашем присутствии в то время, пока вы шьете или готовите, или разговариваете по телефону. Малыши 1-2 лет могут и должны играть самостоятельно по 10-20 мин.

Если ребенок очень ярко, интенсивно реагирует на отдаление матери, не позволяет ей даже дверь в туалет закрывать, долго не может успокоиться, царапается и кусается, когда его утешают, - это серьезный признак нарушения внутрисемейных отношений. Часто он связан с тем, что мать не имеет достаточных дружеских связей, ее общение ограничено, в основном, родственниками, она не уверена в своей ценности, и видит в развитии и росте ребенка больше трудностей, чем радостей.

Конечно, в такой ситуации, объектом психологической помощи, в первую очередь, становиться не ребенок, а мать.

Мать, испытывающая эмоциональную поддержку близких знакомых, сама умеющая поддерживать и утешать других, в общении с ребенком более уверена и спокойна. В результате, у ребенка формируется чувство эмоционального комфорта и возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает.

Обычно, если мать довольна своим ребенком, своей семьей, имеет много подруг и успевает с ними общаться, то и ребенок менее зависим от матери, более самостоятелен и активен в незнакомых ситуациях.

Приятельское общение, даже по телефону, - это необходимая эмоциональная поддержка друг друга, которая, дает возможность переключаться от неприятных переживаний и критически взглянуть на себя.

Приятельское общение, даже по телефону, - это возможность не только пожаловаться на свои неприятности и посоветоваться, но и поинтересоваться проблемами подруги, вместе разделить свои радости и горести, посмеяться над ерундой, - и, окажется, что многие проблемы можно легко пережить, что на какие-то мелочи не нужно обращать внимания, а что-то постараться перетерпеть или изменить.